Кого наказали рублем в год учителя?
Уважаемые читатели, задумывались ли вы хоть раз над вопросом: почему годом учителя объявили именно год Тигра? Почему не кролика или овцы, например? Наверное, у этих кротких животных не хватило бы сил и наглости вцепиться столь мертвой хваткой, как государство вцепилось в карман тех, кто призван нести светоч знаний, добра и справедливости неокрепшим детским душам. Какими же они были, эти мягкие, осторожные, почти неслышные шаги благородного, но опасного зверя перед, возможно, смертельным прыжком?
Шаг первый – «боевой стимул»
По информации из «Учительской газеты», 15 октября 2008 года в Нижегородской области было утверждено Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений, закрепившее основные принципы новой системы оценки педагогов. С этого дня фонд заработной платы стал делиться на «базовую» (75%) и «стимулирующую» (25%). Если первую из них педагог получал «железно», то вторую получал только в случае экономии заработной платы. В обязательные выплаты из стимулирующей части входит доплата за стаж. Расчет осуществлялся в соответствии с областными нормативами финансирования и с учетом расчетного числа учащихся, а также результатов деятельности образовательного учреждения, определяемых в ходе рейтинга.
Немаловажным фактором выступил перенос сроков: несмотря на то, что новая система оплаты труда должна была вступить в действие с 1 января, из-за экономических трудностей начало ее действия пришлось на 1 апреля. Результат довольно очевиден – вместо обещанного «новогоднего повышения», педагогическая общественность района вынуждена была ждать еще три месяца, чтобы узнать наконец-то все «прелести» новой формы оплаты труда. Когда же, наконец, настал заветный день визита в бухгалтерию, многие, кроме разочарования, ничего не испытали. Стимулирующую часть предполагалось выплачивать только по итогам квартала на основании весьма условной таблицы результатов, разработанной совместными усилиями администрации и органа самоуправления школы. В ней учителю предполагалось оценить себя в соответствии с приведенными критериями, за каждый из которых начислялось определенное количество баллов. Критерии были самые различные: участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, итоги ЕГЭ, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, внедрение и распространение педагогического опыта и другие. Затем сданные листочки проходили администраторское «сито» и конечное количество баллов переводилось в реальные деньги. Если мне не изменяет память, один балл стоил 180 рублей.
За прошлый, 2009 год максимальная сумма «стимулирующей» части, которую получил обыкновенный учитель Большемурашкинской средней школы (не директор или администратор!) составила 8700 руб., а минимальная 910 руб. В среднем 4805 руб., что в перерасчете на 12 месяцев составило 400 руб. Сколько человек согласится с тем, что четыре сотни целковых в месяц, да еще минус налоги – существенный стимул к труду? Думаю, не ошибусь, если скажу, что ответ будет близок к нулю, и это понятно: рост зарплаты не успевает за ростом цен, поэтому «повышение» можно смело назвать компенсацией за увеличивающиеся с каждым днем материальные и моральные потери, крайне, к тому же, недостаточной. А кто-то не получит даже этого. Стимул получился действительно «боевым», только этот бой проиграли все мы. На 2010 год стимулирующей части не запланировано вообще, и дополнительные выплаты теперь зависят от продуманной политики руководства школ. Сумеют наэкономить к концу года – будете с премиями. Не сумеют – можете не получить даже зарплаты и такая ситуация действительно имела место быть в некоторых районах области. Наш район, к счастью, исключение.
Шаг второй – резка по «живому» или сокращение неэффективных расходов
Понятие эффективности или неэффективности расходов – весьма туманное и относительное. Мужу могут показаться неэффективными расходы на приобретение нового ковра, когда старый еще не затерт до дыр, а жене – покупка более емкого жесткого диска к домашнему компьютеру. Какие расходы показались чрезмерными Правительству Нижегородской области, издавшему 31 декабря 2009 года распоряжение № 3261-р «О плане мероприятий по сокращению неэффективных бюджетных расходов в сфере общего образования Нижегородской области», тоже понять весьма сложно. Зато явственно, что принято оно не на пустом месте, а на основании Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также протоколов заседаний Правительственной комиссии РФ. Их номера и даты мы приводить не будем, дабы не перегружать вас, дорогие читатели, бесполезной и совершенно ненужной информацией. Вышеозначенное постановление предполагает количество прочего персонала по отношению к учительству определить 61% в городских школах и 125% в сельских, а также провести сокращение и выведение за штат следующих категорий: персонала котельных с июня 2010 года полностью, персонала отдельно стоящих дошкольных образовательных учреждений с сентября 2010 года полностью, персонала столовых с июля 2010 года полностью, а также с сентября 2010 года предполагается перейти к централизации учета – созданию централизованных бухгалтерий, муниципальных учреждений, автономных учреждений по обслуживанию школ. С сентября 2010 года предполагается выведение обслуживающего персонала: дворники, уборщики, слесари, электрики и др. Специально оговорено, что педагогический персонал не выводится. Получается, что в школе будут работать только учителя, а остальные – вроде, как и не в школе. К чему приведет такое деление на «наших» и не «наших»? Предполагать трудно, однако, уже сейчас ясно, что за людьми потянутся и деньги. Вот об этих милых сердцу знаках и прочей арифметике речь сейчас пойдет более предметно.
Шаг третий – подушевое финансирование
Давайте проследим механизм начисления денежных сумм для оплаты труда в школах в динамике. Ранее, до наступившего года деньги выделялись из бюджета на основании штатного расписания, которое составлялось в школе на основании приказа Министерства образования Нижегородской области № 808 от 12.11.2008. Расписание сдавалось в ООА, где его проверял экономист. В 2010 году ситуация с деньгами стала иная. Теперь в год на каждого «обычного» ученика по нормативу выделяется: в городских школах 21 634 руб., в сельских 29 613 руб., на ученика коррекционного класса 49 730 руб. и 67 376 руб. соответственно, на ученика, находящегося на индивидуальном обучении на дому 25 384 руб. и 34 229 руб. соответственно. Данные взяты из приложения № 15 к Закону Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010 год». Теперь давайте займемся нехитрым подсчетом, взяв для примера родную Большемурашкинскую среднюю школу, относящейся к городской. Если в прошлом году субвенция выделялась в размере 14 489 800 руб., то в этом всего 12 074 000 руб. Разница составляет 2 415 800 руб. или 17%. Правда, в прошлом году было на 3 ученика больше, но эта деталь несущественная. Зато по информации Управления образования, для БСШ денежный фонд был сохранен в максимально возможном объеме.
Продолжим упражнения в математике. В соответствии с нормативом "1 учитель – 15 учеников" делим 530 учащихся школы на 15, получаем 35. Столько должно работать учителей. На данный момент их 39. Теперь берем технический персонал. Если плясать от норматива (напомним, 61%), то в школе должен работать 21 работник (включая директора, его заместителей, и прочих). У нас их на данный момент 45. Получается, чтобы иметь достойную зарплату, как нам декларирует государство, надо 28 человек из БСШ уволить, проще говоря, выкинуть на улицу. Вот в какие рамки оказался поставлен учитель в год учителя.
Шаг встречный – «бунт на корабле»
О том, что зарплата уменьшится на 14-15 процентов, коллективы школ были предупреждены заранее. Однако, разговоры разговорами, но когда забрезжил аванс, кто-то недосчитался тысячи, кто-то полторы, кто-то две с половиной и более. Глухое брожение усилилось и стало приобретать вполне открытую форму. Автору этих строк известно, что в ряде образовательных учреждений области прошли собрания, на которых руководству высказывались претензии. Сайты Президента и правительства РФ завалены электронными посланиями наиболее активной части педагогов, которые давно уже бьют тревогу по поводу новой системы оплаты труда.
Например, в открытом письме от 28 января 2009 года премьер-министру России Владимиру Путину говорилось: "Как прожить на эти деньги? Мы крайне обеспокоены этой ситуацией. Пострадали малокомплектные школы небольших городов и поселков, специализированные учебные заведения, в роли обиженных оказались и учителя начальной школы, и предметники. Ситуация может оказаться катастрофической на фоне общего снижения уровня образования в стране".
В середине марта из Министерства образования был получен ответ, в котором сообщается, что новая система оплаты труда "не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, и условия оплаты труда не могут быть ухудшены". В ответе также говорилось, что доходы наиболее квалифицированных учителей возросли в два и более раза, превысив среднюю зарплату в регионах.
По данным сайта http://gazeta.ru средняя зарплата учителя в России – 17 400 руб. (на начало этого учебного года). А вот средняя зарплата в Москве, как можно убедиться из ответов министра образования и науки Андрея Фурсенко на вопросы учителей на сайте http://star-salja.edusite.ru – ни много, ни мало 33 тыс. руб. В элитных учебных заведениях – до 90 тыс. руб. Реальная же зарплата в регионах – 7-8 тыс. руб. Получается, что в министерстве образования дальше Москвы и Московского региона не видят и видеть не хотят.
Становится больно и горько от того, что между красивыми словами с высоких трибун и настоящим положением вещей существует громадная пропасть, расширяющаяся и углубляющаяся день ото дня. Помните, у Генриха Сенкевича есть роман с философским названием «Камо грядеши», что в переводе означает «куда идешь»? Куда же идет российская система образования???
Дмитрий Урезков
|